МОЁ ИНТЕРВЬЮ для проекта

LOOK - for - LOOK

Метод глубокого восприятия
структуры визуального образа


Автор: Катя Михайлова
27.10.2013
МОЁ ИНТЕРВЬЮ для проекта

LOOK-for -LOOK

Метод глубокого восприятия
структуры визуального образа


Автор: Катя Михайлова
27.10.2013
Людмила, вы работаете по очень интересной методике с интригующим названием "глубокое восприятие структуры визуального образа". Что это за метод? И как правильно определить вашу профессию: имиджмейкер, стилист, имидж-стилист?
Давайте сразу разграничим понятия «стиль» и «имидж».
Стиль – это уровень личности, это категория эстетическая. Имидж – это некий стереотип, который есть в обществе, это социальная роль, которая может быть и средством манипуляции.
Имидж руководителя, имидж политика, имидж звезды для красной дорожки, имидж незамужней девушки, - мы сразу представляем, как люди, несущие на себе эти социальные роли, должны выглядеть. Имидж – это штамп, и как писал Михаил Чехов (М.А. Чехов — русский и американский драматический актёр, театральный педагог, режиссёр первой половины XX века. – Прим. автора) в книге "Путь актера":
"Штамп есть мертвая форма для выражения живого чувства".
Живое чувство – это и есть стиль. Поэтому я называю себя стилистом, хотя в нашей стране, к сожалению, существует путаница в использовании этого слова при обозначении рода деятельности.
Как ни удивительно, даже в Голливуде, где звёзд одевают самые лучшие стилисты, процветает имидж, а не стиль. Стиль имеют единицы. И эти единицы - очень яркие личности. Я думаю, что это проблема не в отсутствии профессионализма у стилистов, а в самих звёздах. Такой пример стильной звезды - невероятная, неземная Тильда Суинтон. Рядом с ней актриса Джениффер Энистон выглядит крайне однозначно, тривиально, как впрочем, и список её ролей.
Имидж – это штамп.
В своей работе по созданию стиля я опираюсь только на метод моего любимого учителя Любови Михайловны Поповой. Название его звучит довольно сложно – метод глубокого восприятия структуры визуального образа.
В чем его суть?
Внешность человека – это тот же визуальный образ, как картина, как объект архитектуры, только значительно сложнее. У каждого человека своя неповторимая структура, в которой заложены определённые смыслы.
Есть элементы структуры - форма лица, носа, глаз, ушей, пальцев и т.д.; линии, которые очерчивают эти формы, графично или мягко, жёстко или с трепетом; цвет, пропорции, фактура.
Работа стилиста – это глубокое восприятие структуры, связей, которые объединяют отдельные элементы внешности человека. В этом контексте я часто говорю клиентам слова П.А.Флоренского (Петр Александрович Флоренский – русский ученый, поэт, религиозный философ, богослов, православный священник XIX века):
«Нет ничего внешнего, чтобы не было проявлением внутреннего».
Как в вашей работе учитывается психологический тип человека и его образ жизни? Холерик или сангвиник, работает в офисе или большую часть времени проводит дома с детьми?
Надо забыть, что это человек. Я смотрю на него как на визуальный объект, также как на произведение архитектуры. Это восприятие внешности человека как композиции и выявление внутренних связей, которые не очевидны и находятся не на поверхности.
Когда происходит такое глубокое восприятие, у меня интуитивно появляется определенное чувство, - так рождается стиль этого человека. И это самая важная часть работы – получить это чувство. Потому что в этом чувстве есть уже все – есть и туфли, есть и интерьер, в котором человек живет, есть и манеры его поведения, есть люди, с которыми он общается… В этом пространстве есть как визуальный образ, так и более глубокие вопросы, касающиеся жизни этого человека. В итоге это - поиск идентичности человека в визуальном образе, поиск его лучшего «Я». Это должно вдохновлять. Я согласна, что звучит это очень сложно.
Стиль меняет человека до неузнаваемости. Он становится очень притягательным, потому что излучает живую неподдельную эмоцию, ЕГО эмоцию.
Он органичен в своём стильном пространстве, и это не может не вызывать восхищение. Я была поражена, как трансформировалась актриса Руни Мара после фильма «Девушка с татуировкой дракона». Это два разных человека. Я уверена, что она попала в руки профессиональных стилистов, которые увидели её стильное пространство - неоднозначное, таинственное. Банальная «королева выпускного бала» превратилась в звезду.
«Нет ничего внешнего, чтобы не было проявлением внутреннего».
Людмила, а как же быть с такими общественными аспектами, как атмосфера и ситуация, в которых оказывается человек. Идет ли девушка на свидание с целью найти мужа? Или она направляется на собеседование в поисках новой работы? Ведь на выходе это должны быть разные картинки...
В стильном пространстве этой девушки есть все – она на свидании и она, ищущая работу. Только это будет ее индивидуальный образ, отличающийся от традиционных, стереотипных решений. Именно она пошла на собеседование, именно она пришла на романтическое свидание, именно она хочет выйти замуж. В центре внимания тут личность, в отличие от имиджа.
Сколько времени Вам необходимо, чтобы прочувствовать человека?
Чтобы почувствовать стиль и пространство клиента, воссоздать историю его стиля, найти нужные ассоциации - на это уходит примерно неделя интенсивной внутренней работы. Это напряженный поиск, постоянно возвращаешься к этому, переживаешь. Все надо пропустить через себя.
Получается, это субъективное восприятие? Предположим, если человек обратился к другому стилисту, работающему по методике Любови Поповой, он может дать ему совсем другое чувство?
Это именно восприятие, а не впечатление о человеке, и оно объективно. Может быть, история будет отличаться в каких-то незначительных нюансах, но обе будут из одного стильного пространства.
Признаюсь, звучит загадочно...
Потому что все, что касается чувств, - это загадочно. В современном мире чувства нивелируются и все сводится к неким механистическим методикам, конструкторам, которые себя никак не оправдывают, ведь индивидуальность человека не возможно вписать ни в какие рамки.
Людмила, как Вы считаете, возможно ли человеку без помощи стилиста научиться самому чувствовать свой стиль?
Возможно, но это очень серьезная работа, которая требует серьезных душевных затрат. Бывают люди уникальные, - их очень мало, - у которых генетически есть чувство стиля. Другим это дается сложнее.
Ц В Е Т
Людмила, а как вы работаете с цветом? Вы используете методики цветового анализа?
Метод работы с цветом - это тоже метод глубокого восприятия. В этом чувстве, которое я восприняла изначально, есть и цвет. Но, конечно, для удобства клиента я использую цветовой анализ по временам года, потому что он понятен на начальном этапе.
Духовная сущность цвета – это очень сложно для понимания человека. И чтобы клиент смог избегать совсем серьезных ошибок (например, если он прохладного цветотипа, чтобы у лица не было оранжевого), я применяю сезонный метод. Но стараюсь не заострять на этом внимание, потому что у этой методики есть свои недостатки.
Какие недостатки и достоинства есть у сезонной методики, на Ваш взгляд?
Методика по временам года позволяет в целом обратить внимание клиента на цвет. Потому что для человека часто оказывается большим сюрпризом, что практически все цвета есть как в холодных, так и в теплых тонах. Методика понятная, но она накладывает определенные ограничения, которые непозволительно обедняют образ.
Вот, например девушке холодного цветотипа, согласно сезонной методике, сказали придерживаться прохладных оттенков. Поступая таким образом, мы теряем возможность использовать необычайно красивый контраст холодного и теплого цветов. Здесь я опираюсь на слова Иоханнеса Иттена (И. Иттен – швейцарский художник, теоретик нового искусства и педагог - Прим. автора):
«Именно контраст теплого и холодного позволяет услышать звучание высших сфер».
И как мы себе можем в этом отказать? Кроме того, иногда можно подчеркнуть свою бледность, почему нет? Такой эффект достигается, если девушка с прохладной кожей голубоватого оттенка и темными волосами наденет что-то горячее. Получится неземная эфемерная девушка – это же так красиво!
Но сезонная методика запрещает такие сочетания. Хотя именно этот контраст - излюбленный приём гениального кутюрье Кристиана Лакруа.
То есть, по вашему мнению, в работе стилиста все-таки должно преобладать авторское видение, а не готовые решения? Например, те же цветовые сочетания в рамках цветового круга Иттена?
В свое время я досконально изучила теорию Иттена. Но готовые решения - это некий шаблон. Любовь Михайловна учила нас вдохновляться картинами художников и работами мастеров сложнейших колористических сочетаний, кем, несомненно, является модельер Кристиан Лакруа. Сейчас я уже исхожу чисто из интуитивного сочетания цветов.
Цветовые сочетания надо узнать на определённом этапе обучения, а потом забыть, отдавшись в работе творческому виденью.
Цветовой круг Иттена
Винсент Ван Гог. Виноградники в Арле. 1888 г.
Людмила, у вас есть опыт, а что делать не образованному в этой области человеку? Как ему научиться гармонично сочетать цвета в одежде?
Через изобразительное искусство, красивое кино. Надо смотреть альбомы по искусству, посещать галереи, смотреть качественные издания о моде.
ГАРДЕРОБ и ШОППИНГ
После того, как стиль найден, вы переходите к разбору гардероба и шоппингу?
После создания истории стиля надо суметь воплотить ее при помощи шоппинга. Иногда это бывает сложно осуществить в полной мере в силу каких-то причин, например, связанных с ассортиментом магазинов в Москве. Но этот последний этап не отделим от первого, поэтому я придерживаюсь правила выполнять работу «от и до».
Значит, клиент должен постоянно к вам обращаться при каждом желании сменить гардероб?
Поскольку навык очень сложный, я убеждена, что первое время помощь стилиста необходима. Человеку необходимо прочувствовать своё стильное пространство, пожить в своей истории стиля, чтобы покупать самостоятельно СВОИ вещи.
Людмила, исходя из вашей методики, сколько понадобиться времени клиенту на поиск своего стиля?
С момента обращения к стилисту и до конца жизни. Первые яркие изменения клиент почувствует сразу после похода по магазинам, в некоторых случаях – сразу после разбора гардероба. Дальше всё зависит от того, как человек распорядится этим знанием, потому что стиль – это живая структура, которая может расти, угасать, исчезать, воскресать.
ПОСЛЕ РОЖДЕНИЯ СТИЛЯ
Помимо обновленного гардероба, что еще получает клиент после консультации (коллажи, книги, фотографии и т.д.)? Что у него остается на руках?
Прежде всего, я пишу историю его стиля. Это такое небольшое эссе о стильном пространстве человека. Внутренние смыслы переводятся в образы.
Клиент получает практические рекомендации и материал, которые свяжут его с его стильным пространством. Это могут быть произведения искусства, национальной традиции, явления природы, духи, творения дизайнеров, кино…
Например, как обозначить стильное пространство Тильды Суинтон? Как передать практически полное отсутствие материального?
Тильда Суинтон. Уильям Тёрнер. Dolbadern Castle.
Ян Ван Хёйсум. Хелена Бонэм Картер.
Ведь обе эти актрисы не всегда были так органичны своим стильным пространствам. Это результат большой работы.
Знания, полученные после Вашей консультации, пригодятся человеку на всю жизнь? Или со временем это чувство стиля меняется и проделанную работу будет необходимо повторять?
Методика работает с внутренним ядром визуального образа человека, поэтому они безвременны и могут вдохновлять всю жизнь.
Вы, наверное, замечали, в каких случаях к вам обращаются чаще всего? Почему люди вдруг задумываются о своем стиле?
У всех причины разные и цели разные. Я не могу что-то обобщать, потому что люди настолько индивидуальны, их нельзя вписать в какие-то рамки. Кто-то ищет красоту, кто-то - красивость.
Чем красивость отличается от красоты?
Красота – это истина, а красивость – это вульгарность, подражание.
"Пиковая дама"/ фотограф: Ольга Ефремова; стиль: Людмила Дулатова; модель: Людмила Дулатова; аксессуары: Бахтиёр Балтабаев.
Э П И Л О Г
Как вы решили стать стилистом и почему выбрали именно школу развития творческих способностей Любови Поповой?
Моё решение быть стилистом стало осознанным только после того, как я случайно попала в школу Любови Михайловны. Но в случайности я не верю, все в мире связано невидимыми нитями. Я очень счастлива, что встретила настоящего Учителя и обрела любимое дело.
Сколько времени вам понадобилось, чтобы приступить к работе стилиста?
Любовь Михайловна дает очень сложный творческий навык по созданию образов, формирование которого требует много времени, поэтому обучение в школе заняло два с половиной года.
Людмила, как вы находите своих клиентов?
Прежде всего это «сарафанное радио». Кто-то приходит через интернет. Мой сайт я создавала таким образом, что он позиционирует именно меня, это мое стильное пространство. Действует закон резонанса - ко мне приходят именно мои клиенты.
Как вы считаете, какими знаниями, способностями, навыками должен обладать имидж-консультант, профессионально занимающийся созданием стиля другого человека?
Это чувство стиля, умение воплотить это чувство в законченный визуальный образ и любовь к людям. Каждый раз, когда я создаю историю стиля, я себя отодвигаю. Необходимо отодвинуть свое «Я», чтобы почувствовать другого. Поэтому надо любить другого человека.